Компания-оператор аварийной АЭС в японской Фукусиме признала, что на станции расплавились топливные стержни уже в трёх реакторах. До этого японцы официально подтверждали расплавление только на первом энергоблоке, но вот теперь говорят, что на втором и третьем — такая же ситуация.
Новые данные, опубликованные компанией Tokyo Electric Power, подтверждают самые мрачные прогнозы, которые высказывались еще два месяца назад, когда в разрушенные энергоблоки атомной станции «Фукусима-1» закачивали тонны морской воды для охлаждения. Но, как выясняется сегодня, уже тогда охлаждать было нечего: полное разрушение топливных стержней — не только в первом, но также втором и третьем реакторах — произошло через сутки после удара цунами.
Главная опасность спекания топлива — это вероятность того, что оно проплавило корпус реактора и частично ушло под землю. В этом случае под разрушенными энергоблоками могут образоваться очаги постоянного радиоактивного загрязнения, которые грозят дальнейшими массированными утечками радиации в океан. Сейчас власти уверяют, что эта угроза минимальна, но многие специалисты к таким заверениям относятся скептически.
Про топливные стержни тоже сначала говорили, что полного оплавления удалось избежать. «Японское правительство с самого начала пыталось представить катастрофу на станции в максимально смягченном виде, — подтверждает профессор Киотского института экспериментального ядерного реактора Хироаки Коидэ. — Несмотря на то, что ситуация приобрела критический характер за очень короткое время, власти продолжали успокаивать людей, уверяя, что авария не повлекла большого ущерба. Однако, по мере поступления информации, правительству не оставалось ничего другого, как признать всю серьезность положения, и теперь — через два месяца — оно заявляет, что исправить уже ничего нельзя».
Сейчас основные усилия ликвидаторов сосредоточены на том, чтобы откачать высокорадиоактивную воду. В помещениях АЭС ее скопилось тысячи тонн. Предполагалось, что вся зараженная вода будет собрана в резервуары к началу июня, однако и здесь приходится сдвигать сроки. Через 3-4 дня все пустые емкости закончатся, и до прихода новых (их заказали во Франции) эти работы будут прерваны минимум на две недели.
В первые дни аварии руководство компании TEPCO вместе с японским правительством постоянно повторяла фразу о том, что худшего сценария удалось избежать. Нынешнее запоздалое признание того, что этот сценарий все же воплотился, причем в первые же сутки после удара цунами, совпало с приездом в Японию международных экспертов МАГАТЭ, которые дадут оценку действиям японских властей в условиях кризисной ситуации. Является ли это совпадение случайным — сказать сложно. Признаться в том, что им не удалось обеспечить безопасность своих ядерных объектов, японцы успели сами — до того, как за них это смогли бы сделать международные инспекторы.